Цель урока:
- обобщить представление о видах абстрактных моделей, основными из которых в информатике являются информационные модели.
Опорные понятия:
- модель,
- классификация,
- основание классификации,
- информационная модель объекта и системы.
Новые понятия:
- абстрактные модели,
- мысленные и вербальные модели,
- знаковые и образно-знаковые модели.
Задачи учителя:
- рассмотреть информационные модели как подкласс абстрактных (нематериальных) моделей;
- сопоставить инструменты моделирования с информационными моделями, представленными в различной форме.
Методика проведения урока
- Информационные модели как подкласс абстрактных (нематериальных) моделей
На предыдущем уроке были рассмотрены материальные модели. Учащиеся, как правило, четко описывают материальные модели, их назначение, приводят интересные примеры. Абстрактные модели и особенно их назначение учащимся мало знакомы.
Следующую часть урока (15 минут) следует отвести для самостоятельной работы на компьютере с информационными моделями. Учителю к такому уроку следует подготовить наглядные пособия, компьютерные демонстрационные модели по различным школьным дисциплинам: физике, биологии, химии, экономике и т. д.
Примеры моделей.
Физические модель кипения;
Физическая модель маятника с затуханием;
Модель броуновского движения;
Биологическая модель размножения вируса;
Химическа модель смешивания 3 веществ;
Модель формирования случайных чисел.
Если таких пособий нет в школе, можно подготовить или использовать готовые информационные базы данных: справочник по городу, адресную базу данных и т. д. Можно показать работу в геоинформационной системе карты города. Обсудите результаты работы.
Далее следует выделить классы информационных моделей: образно-знаковые и знаковые. Для обобщения знаний об информационных моделях предложите учащимся прочитать текст методички и привести примеры.
ВАРИАНТ ДИАЛОГА
Вопрос: Вспомните, какие информационные модели мы обсуждали раньше.
Ответ: Мы говорили об информационных моделях объектов и систем, например о чучеле птицы, приборе, моделирующем физический закон, схеме велосипеда.
Вопрос: Раньше мы не разделяли информационные модели на подклассы. В методичке приведена классификация информационных моделей. Какие подклассы в ней выделены?
Ответ: Образно-знаковые и знаковые модели.
Вопрос: По какому признаку выделены эти классы?
Ответ: По степени формализации.
Примечание. Далее следует разъяснение примеров, приведенных в методичке: географическая карта, картина художника, фотография. Предложите учащимся прочитать стр. 112 и привести собственные примеры для указанных групп моделей.
Вопрос: Какое основание классификации используется для классификации знаковых и образно-знаковых моделей?
Ответ: Форма представления с помощью специальных языков.
- Инструменты моделирования и информационные модели, представленные в различной форме
В завершение урока целесообразно рассмотреть инструменты моделирования, обратив внимание учащихся на различие инструментов для создания материальных и абстрактных моделей. Для информатики основные инструменты моделирования — компьютер и различные прикладные программы.
ВАРИАНТ ДИАЛОГА
Вопрос: Как называется основной объект, с которым работает компьютер?
Ответ: Информация.
Вопрос: Вспомните формы представления информации для компьютера.
Ответ: Основные — символьная, графическая, звуковая, смешанные формы.
Вопрос:
Компьютер с помощью специализированных программ обрабатывает информацию, заданную в соответствующей форме. Какое название часто используют для таких специальных программ?
Ответ: Редактор или процессор. Бывают графические, текстовые, музыкальные, табличные редакторы (процессоры), редакторы формул.
Вопрос:
Часто человеку, решающему какую-то задачу, необходимо обрабатывать информацию, заданную в разных формах. Например, при создании книги с картинками понадобятся текстовый и графический редакторы. Использовали ли вы еще какие-нибудь подобные программы?
Ответ: Да, например программу обработки звукозаписи, программу сканирования и распознавания образа документа, программу работы с отсканированным
рисунком.
Вопрос:
Такие программы называют прикладными программными средами. Они могут
использоваться как вспомогательное
средство для реализации собственных замыслов человека. Рассмотрите таблицу
и объясните, для чего используется табличный процессор.
Ответ:
Для выполнения расчетов по сложным формулам, составления коммерческих документов.
Для закрепления
материала следует воспользоваться табличной формой представления
информации (табл. 1.4.1). Ячейки, отмеченные звездочкой
(*), надо оставить пустыми — их заполняют учащиеся.
Таблица
1.4.1. Информационные
модели прикладных сред
Форма
|
Объекты
|
Инструмент
|
представления
|
|
моделирования
|
информации
|
|
|
Текстовая
|
Символ, слово, абзац, страница, текст
|
Текстовый процессор*
|
Графическая
|
Пиксель, графический
примитив,
|
Графический
|
|
фрагмент рисунка, рисунок*
|
редактор*
|
Табличная*
|
Ячейка, блок ячеек, таблица, диаграмма*
|
Табличный
процессор
|
Символьная*
|
Символ, слово, команда, процедура,
|
Среда
|
|
программа*
|
программирования
|
Символьная,
|
Внедренные объекты разных сред,
|
Среда создания
|
графическая,
|
текст, формулы, гипертекст,
звук
|
презентаций*
|
табличная
|
|
|
Список
|
Элемент поля, поле, запись,
|
Система управления
|
или картотека
|
совокупность
записей, таблица
|
базой данных*
|
Домашнее задание
1. Читать: глава 3, 4 параграф.
2. Устно:глава 3, вопросы 6-12.
3. Письменно: начертить в тетради полную схему классификации моделей и привести примеры абстрактных моделей, указав подкласс, к которому они относятся.
4. Подготовить краткое выступление с информацией о каком-либо инструменте моделирования.
|