В обязательном минимуме содержания образования по
информатике присутствует линия «Моделирование и формализация». Содержание этой
линии определено следующим перечнем понятий: моделирование как метод познания,
формализация, материальные и информационные модели, основные типы
информационных моделей. Линия моделирования, наряду с линией информации и
информационных процессов, является теоретической основой базового курса
информатики.
Содержательная линия формализации и моделирования выполняет в базовом курсе информатики
важнейшую педагогическую задачу – развитие системного мышления учащихся, так
как работа с огромными объемами информации невозможна без навыков ее
систематизации. Умение систематизировать данные – главнейший компонент
компьютерной грамотности учащихся. Не случайно, в процессе развития школьной
информатики следует отметить значительное увеличение веса данной линии в общем
содержании курса. Понятие «система» в информатике встречается достаточно часто.
Совокупность взаимосвязанных данных,
предназначенных для обработки на компьютере – система данных,
совокупность взаимосвязанных программ определенного назначения – программные
системы (ОС, системы программирования, пакеты прикладных программ и др.). Информационные системы – одно из важнейших
приложений компьютерных технологий. Основным методическим принципом
информационного моделирования является системный подход, согласно которому
всякий объект моделирования рассматривается как система. Из всего множества
элементов, свойств и связей выделяются лишь те, которые являются существенными
для целей моделирования. В этом и заключается сущность системного анализа. Задача системного анализа, который проводит исследователь, – упорядочить свои представления об изучаемом
объекте, для того чтобы в дальнейшем отразить их в
информационной модели. Сама информационная
модель представляет собой также некоторую систему параметров и отношений между
ними, которые могут быть представлены в разной форме: графической,
математической, табличной и др. Таким образом, просматривается следующий
порядок этапов перехода от реального объекта к информационной модели: реальный
объект – системный анализ – система данных, существенных для моделирования –
информационная модель.
Понятие модели – центральное понятие курса
информатики, которое как красная нить
должно проходить по всему содержанию курса, поскольку формализация и
моделирование являются базовыми компонентами при изучении всех разделов
информатики.
|