Учебный процесс
ВведениеПособие ЗУНАнализУчебный процессОт создателя

Уроки 
Практика 
Тест 

 

[Home][Учебный процесс]

Моделирование и формализация

Изучаемые понятия: Моделирование как метод познания. Формализация. Классификация моделей. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

Этапы решения задач с помощью компьютеров: построение математической модели, разработка и кодирование алгоритма, отладка и тестирование программы. Проведение компьютерного эксперимента.

Вероятностные математические модели (метод Монте-Карло). Моделирование динамических процессов. Физические процессы и их моделирование. Графическое представление физических объектов и процессов. Биологическое и экологическое моделирование. Экономические модели (определение оптимальной стратегии производства изделий с учетом ограничений и т.д.).

Имитационное моделирование сложных систем. Методы линейного программирования. Целевая функция, поиск экстремума.

При организации курса “Моделирование и форматизация” мной были поставлены следующие цели и задачи курса.

Цели:

  • расширение представления слушателей о моделировании как методе научного познания;
  • знакомство с использованием компьютера как средством познания и научно-исследовательской деятельности;
  • формирование исследовательских умений, в том числе навыков владения современными методами анализа научной и научно-методической литературы для развития умений трансформирования научных результатов в педагогическую деятельность.

Задачи:

  • сформировать базовый понятийный аппарат, необходимый для восприятия и осмысления курса;
  • заложить базовые знания, необходимые для осмысления математических, информационных и методических дисциплин;
  • сформировать навыки моделирования в различных предметных областях;
  • способствовать формированию навыков работы с учебной, научной и научно-методической литературой;
  • дать представление о современном состоянии научных исследований в конкретной предметной области;
  • сформировать умение использовать компьютер для решения задач пользователя.

К полученной при изучении курса системе знаний выдвигаются ниже перечисленные требования.

К выполнению лабораторных работ:

  1. При выполнении задания могут быть использованы любые программные средства (использование выбранных ПС должно быть аргументировано).
  2. При оформлении работы следует пройти все этапы компьютерного моделирования.
  3. Степень использования возможностей выбранного ПС определяет количество баллов за выполнение данной работы:
    • 3 балла – использованы, рассмотренные ранее возможности и рассмотренные ранее когнитивные структуры;
    • 4 балла – использовано ограниченное кол-во дополнительных возможностей ПС и рассмотренные ранее когнитивные структуры;
    • 5 баллов – широкое использование дополнительных возможностей ПС и собственные когнитивные структуры.

При выполнении тестовых заданий:

    • 50% верных ответов – “удовлетворительно”;
    • 70% верных ответов – “хорошо”;
    • 90% верных ответов – “отлично”.

Требования к сформированности практических умений:

  1. Уметь корректно поставить задачу:
  • определять объекты изучения;
  • цель моделирования;
  • предполагаемых пользователей.
  1. Уметь проводить формализацию данных:
    • определять состав информации для построения модели;
    • проводить подробный анализ данных;
    • определять тип каждого данного;
    • распределять данные по изучаемым объектам;
  2. Уметь строить компьютерную модель:
    • подобрать программное обеспечение для построения компьютерной модели.
  • работать с выбранными программными средствами.
  1. Уметь проводить компьютерный эксперимент и определять степень адекватности модели оригиналу:
  • анализировать и представлять результаты моделирования.

Руководствуясь учебными планами часы учебного курса “Компьютерное моделирование” нами распределены следующим образом (см. Таблицу 1):

Объем дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Всего часов

    Общая трудоемкость дисциплины

    20

    Классные занятия

    12

    лабораторные работы

    7

    Самостоятельная работа

    2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Кол-во часов

Тема урока

Основные понятия

материал

методички

1

1

Моделирование. Понятие модели

Модель, моделирование

1 глава

2

1

Информационная модель системы

информационной модели системы объектов, система, элементы системы

4 глава

3

1

Примеры информационных моделей систем

информационная модель объекта,информационная модель системы

4 глава, 4 параграф

4

2

Виды классификации моделей

классификация, основание классификации, классификация моделей: материальные и информационные модели., класс моделей, основание классификации моделей, классификация моделей, абстрактные модели,  мысленные и вербальные модели, знаковые и образно-знаковые модели

3 глава

5

1

Абстрактные модели. Инструменты моделирования

абстрактные модели

3 глава

 

1

Лабораторная работа №1

Метод наименьших квадратов (Линейная регрессия)

 

7 глава

6

1

Основные этапы моделирования: постановка задачи

описание задачи, задачи типа «что будет, если...», «как сделать, чтобы...».

6 глава

 

1

Лабораторная работа №2

Метод половинного деления

 

7 глава

7

1

Основные этапы моделирования: формализация задачи

формализация задачи.

6 глава

 

1

Лабораторная работа №3

Вычисление кратных интегралов методом  Монте – Карло

 

7 глава

8

2

Основные этапы моделирования: разработка модели

математическая модель, компьютерная модель, Процесс моделирования (ввод понятия), Модель задачи. Понятие компьютерной модели задачи. Построение модели: выделение предположений, на которой будет основана модель (постановка задачи), определение исходных данных в задаче и результатов, обновление соотношения, связывающее исходные данные и результаты. Проверка адекватности построенной модели.

6 глава

 

1

Лабораторная работа №4

Моделирование  полета  тела, брошенного  под  углом  к  горизонту

 

7 глава

9

1

Компьютерный эксперимент. Анализ результатов моделирования

компьютерный эксперимент, план эксперимента, тестирование, тест.

6 глава

10

1

Моделирование  полета  тела, брошенного  под  углом  к  горизонту

 

7 глава

11

1

Модель неограниченного роста

 

7 глава

13

1

Модель ограниченного роста

 

7 глава

16

1

Лабораторная математической модели взаимодействия хищник жертва

 

7 глава

 

1

Контрольный Тест пог изученной теме

 

 

[Home][Введение][Пособие][ ЗУН][Анализ][Учебный процесс][От создателя]

finzo@mail.ru

Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Rambler's Top100

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz