Типы информационных моделей.
Информационные модели отражают различные типы систем объектов, в которых
реализуются различные структуры взаимодействия и взаимосвязи между элементами
системы. Для отражения систем с различными структурами используются различные
типы информационных моделей: табличные, иерархические и сетевые.
Наши знания о реальном мире складываются из множества информационных моделей. Это сведения о свойствах разнообразных объектов и их взаимодействии между собой. С развитием производства и общества поток информации непрестанно растет. Все труднее становится найти в этом мощном потоке те сведения, которые интересуют нас в данный момент. Чтобы ориентироваться в таком обилии и разнообразии данных, мы стремимся их систематизировать. Это особенно актуально в тех случаях, когда нужно описать совокупность объектов, у которых можно выделить общие свойства, например книг в библиотеке или пациентов поликлиники. Традиционно такую информацию систематизировали во всевозможных картотеках, где на небольших листах или картах собирали сведения по какому-либо одному признаку, по какой-то одной теме. Найти нужную информацию в картотеке гораздо проще, чем в кипе списков, анкет или отчетов. Но постоянное заполнение и обновление карточек — дело кропотливое и ответственное, отнимающее очень много времени.
Современное развитие компьютерной техники помогает справляться с колоссальными объемами информации. Компьютер позволяет технически развитым странам перейти на безбумажную технологию хранения, обмена и обработки информации — электронные картотеки. Специальные программы — Системы Управления Базами Данных (СУБД) — позволяют упорядочить многообразие накопленной человечеством информации об окружающем мире в виде компьютерных информационных моделей.
Как и любая картотека, компьютерная информационная модель должна отвечать интересам определенного пользователя. Поэтому постановка задачи создания информационной модели тесно увязана с целями моделирования. В самом общем приближении можно выделить следующие цели:
- хранение информации;
- возможность упорядочения данных по некоторым признакам;
- возможность создания различных критериев выбора данных;
- представление информации в удобном для пользователя виде.
Разработка модели
Обсудим особенности этапа разработки компьютерной информационной модели в среде баз данных. Основные стадии построения модели представлены на рис. 4.1.
Обсудим особенности этапа разработки компьютерной информационной
модели в среде баз данных. Основные стадии построения модели представлены на
рис. 4.1.
Вначале необходимо выделить из разнообразной
информации, характеризующей объект, только ту, которая обусловлена целями
моделирования. Затем на основе исходных данных формируется структура будущей
базы данных с указанием типов и ширины полей.
Наиболее простой способ организации данных в компьютере — реляционный, когда информационная модель
объекта представлена в виде знакомой нам таблицы, состоящей из столбцов и строк.
Число столбцов определяется количеством параметров (признаков) объекта, по
которым строится его информационная модель. Каждый столбец имеет имя,
непосредственно указывающее на его содержимое. Число строк соответствует
количеству описываемых объектов. Каждая строка содержит информацию об одном
объекте по множеству параметров. По терминологии баз данных столбцы называются
полями, строки — записями.
Формирование структуры информационной модели и, соответственно,
структуры базы данных означает определение полей или, иначе говоря, параметров,
по которым будет систематизироваться информация о различных объектах.
Структура информационной модели в базах данных — описание полей, соответствующих параметрам объекта или процесса.
После определения и задания структуры базы данных компьютерная среда предлагает перейти в режим заполнения. Заполнив даже одну запись, можно выявить ошибки и неточности в задании типов полей, формата вводимых данных. Это первичное, самое простое тестирование.
Реальная информационная модель может содержать от нескольких до десятков тысяч записей. Наполнение базы — это ввод записей в созданную структуру. Система управления базами данных позво- — ляет осуществлять ввод новых записей, редактировать имеющиеся, удалять устаревшие. И в этом смысле база данных напоминает живой организм.
Пользователь, работающий с базой данных в среде Works, име ет возможность видеть информа-
цию на экране в разных видах, ото отражено опциями меню Вид: Форма (рис. 4.2) или Список (рис. 4.3).
Опция Форма представляет нам записи в виде отдельных карточек по каждому объекту, наподобие тех, которые мы видим в библиотеке.
Этот вид представления информации удобен при наполнении базы данных записями, т. к. позволяет оперативно выделить под каждое поле необходимое количество места.
Список — наиболее наглядная форма отображения информации. В ней поля и записи представлены в классическом для реляционных баз данных табличном виде. Такой вид представления данных удобен на этапе разработки и тестирования модели.
Компьютерный эксперимент
В теме 2.3, обсуждая общиё% этапы моделирования, мы ввели понятие компьютерного эксперимента. Применительно к базе данных компьютерный эксперимент означает манипулирование данными в соответствии с поставленной целью с помощью инструментов СУБД. Цель эксперимента может быть сформирована на основании общей цели моделирования и с учетом требований конкретного пользователя. Например, имеется школьная база данных. Общая цель создания этой модели — управление школой. В школу обратился представитель военкомата с просьбой выдать список юношей, достигших 16-летнего возраста. Он не имеет никакого отношения к школе, но на основании его запроса можно осуществить эксперимент для выборки нужной информации.
Инструментарий среды позволяет выполнять следующие операции над данными:
сортировка — упорядочение данных по какому-либо признаку;
поиск (фильтрация) — выбор данных, удовлетворяющих некоторому условию;
создание расчетных полей — преобразование данных в другой вид на основании формул.
Управление информационной моделью неразрывно связано с разработкой различных критериев поиска и сортировки данных. В отличие от бумажных картотек, где сортировка возможна по одному-двум критериям, а поиск вообще проводится вручную — перебором карточек, компьютерные базы данных позволяют задавать любые формы сортировки по различным полям и разнообразные критерии поиска. Компьютер мгновенно по заданному критерию отсортирует или выберет нужную информацию.
Для успешной работы с информационной моделью программные среды баз данных позволяют создавать расчетные поля, в которых исходная информация преобразуется в другой вид. Например, по дате рождения с помощью специальной встроенной функции можно рассчитать возраст (количество полных лет). Или по росту человека определить, насколько он выше среднего. Такие расчетные поля используются либо как дополнительная информация, либо как критерий для поиска и сортировки.
Работая с инструментарием баз данных интегрированной среды Works, вы освоили технологические приемы, позволяющие выполнить описанные операции.
Компьютерный эксперимент включает две стадии: тестирование (проверка правильности выполнения операций) и проведение эксперимента с реальными данными.
После составления формул для расчетных полей и фильтров необходимо убедиться в правильности их работы. Для этого можно ввести тестовые записи, для которых заранее известен результат операции. Подбор исходных данных для тестирования — это очень важное умение, которое приходит с опытом.
Компьютерный эксперимент завершается выдачей результатов в удобном для анализа и принятия решения виде. Одно из преимуществ компьютерных информационных моделей — возможность создания различных форм представления выходной информации, называемых отчетами. Каждый отчет содержит информацию, отвечающую цели конкретного эксперимента. Удобство компьютерных отчетов заключается в том, что они позволяют сгруппировать информацию по заданным признакам, ввести итоговые поля подсчета записей по группам и в целом по всей базе и в дальнейшем использовать эту информацию для принятия решения.
Среда позволяет создать и хранить несколько типовых, часто используемых форм отчетов. По результатам некоторых экспериментов можно создать временный отчет, который удаляется после копирования его в текстовый документ или распечатки. Некоторые эксперименты вообще не требуют составления отчета. Например, требуется выбрать самого высокого юношу в школе. Для этого достаточно провести сортировку по параметру «пол» (отделить мальчиков от девочек), потом по параметру «рост» (в порядке убывания). Искомую информацию будет содержать первая запись в списке мальчиков.
Анализ результатов моделирования
Конечный пункт всякого моделирования — принятие решения. Полученные в результате компьютерных экспериментов различные формы представления данных позволяют сделать выводы на основе анализа информации, представленной в отчетах.
Иногда в процессе работы появляется необходимость дополнить базу новыми полями исходных данных для более полной характеристики объектов, т. е. принимается решение о корректировке информационной модели. Среда СУБД позволяет сделать это. В результате получается новая уточненная модель.
|