Моделирование. Человечество в своей деятельности (научной, образовательной,
технологической, художественной) постоянно создает и использует модели
окружающего мира. Строгие правила построения моделей сформулировать невозможно,
однако человечество накопило богатый опыт моделирования различных объектов и
процессов.
Модели
позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные
для непосредственного восприятия (очень большие или очень маленькие объекты,
очень быстрые или очень медленные процессы и др.). Наглядные модели часто
используются в процессе обучения. В курсе географии первые представления о нашей
планете Земля мы получаем, изучая ее модель — глобус, в курсе физики изучаем
работу двигателя внутреннего сгорания по его модели, в химии при изучении
строения вещества используем модели молекул и кристаллических решеток, в
биологии изучаем строение человека по анатомическим муляжам и др.
Модели
играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных
технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т. д.
Без предварительного создания чертежа (рис. 4.1) невозможно изготовить даже
простую деталь, не говоря уже о
сложном механизме.
Рис.
4.1. Чертеж
В процессе
проектирования зданий и сооружений кроме чертежей часто изготавливают макеты. В
процессе разработки летательных аппаратов поведение их моделей в воздушных
потоках исследуют в аэродинамической трубе.
Разработка
электрической схемы обязательно предшествует созданию электрических цепей и так
далее.
Развитие
науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез и
пр.),отражающих строение, свойства и
поведение реальных объектов. Создание
новых теоретических моделей иногда коренным образом меняет представление
человечества об окружающем мире (гелиоцентрическая система мира Коперника,
модель атома Резерфорда-Бора, модель расширяющейся Вселенной, модель генома
человека и пр.). Адекватность теоретических моделей законам реального мира
проверяется с помощью опытов и экспериментов.
Все
художественное творчество фактически является процессом создания моделей.
Например, такой литературный жанр, как басня, переносит реальные отношения между
людьми на отношения между животными и фактически создает модели человеческих
отношений. Более того, практически любое литературное произведение может
рассматриваться как модель реальной человеческой жизни. Моделями, в
художественной форме отражающими реальную действительность, являются также
живописные полотна, скульптуры, театральные постановки и пр.
Моделирование —
это метод
познания, состоящий в создании и исследовании
моделей.
Модель.
Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения
модели выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования
свойства. В процессе исследования аэродинамических качеств модели самолета в
аэродинамической трубе важно, чтобы модель имела геометрическое подобие
оригинала, но не важен, например, ее цвет. При построении электрических схем —
моделей электрических цепей — необходимо учитывать порядок подключения элементов
цепи друг к другу, но не важно их геометрическое расположение друг относительно
друга и так далее.
Разные
науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные
типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в
химии — их химический состав, в биологии — строение и поведение живых организмов
и так далее.
Возьмем в
качестве примера человека: в разных науках он исследуется в рамках различных
моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в
химии — как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии — как
систему, стремящуюся к самосохранению, и так далее.
Модель
— это некий новый
объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления
или процесса.
География, военное дело, судоходство и пр. невозможны без информационных моделей
поверхности Земли в виде карт(рис. 4.3). Различные типы географических карт (политические,
физические и пр.) представляют информационные модели, отражающие различные
особенности земной поверхности, то есть один и тот же объект отражают несколько
моделей.
С другой
стороны, разные объекты могут описываться одной моделью. Так, в механике
различные материальные тела (от планеты до песч
инки) могут рассматриваться как
материальные точки.
Рис. 4.3
Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут
описываться одной
моделью.
Никакая модель не может заменить сам объект. Но
при решении конкретной задачи, когда нас интересуют определенные свойства
изучаемого объекта, модель оказывается полезным, а подчас и единственным
инструментом исследования.
Контрольные вопросы
-
Может ли объект иметь несколько
моделей? Приведите пример.
-
Могут ли разные объекты
описываться одной и той же моделью? Если да, приведите пример.
|