4 Урок
ВведениеПособие ЗУНАнализУчебный процессОт создателя

1 Урок 
2 Урок 
3 Урок 
4 Урок 
5 Урок 
6 Урок 
7 Урок 
8 Урок 
9 Урок 

 

[Home][Учебный процесс][Уроки][4 Урок]

Тема урока: Виды классификации моделей

Цель урока:

  • сформировать представление о видах классификации моделей.
  • порные понятия:
  •  модель,
  • классификация,
  • основание классификации.

Новые понятия:

  •  класс моделей,
  • основание классификации моделей,
  • классификация моделей.

Задачи учителя:

  • рассмотреть разные подходы к классификации моделей; О  сформировать представление об имитационных моделях; о  повторить понятие «материальная модель».

Методика проведения урока

Разные подходы к классификации моделей

Рекомендуется рассмотреть несколько подходов к классификации моделей, выделяя следующие основания: область использования, динамические характеристики, способ представления.

В начале урока можно вспомнить, что такое модель, и попросить учащихся привести примеры моделей объектов и систем, о которых говорилось на предыдущих занятиях.

ВАРИАНТ ДИАЛОГА

Вопрос:    Вспомните, опираясь на материал предыдущих уроков, в каких словосочетаниях использовалось слово «модель»?

Ответ:      Модель объекта, информационная модель объекта, модель системы, информационная модель системы.

Вопрос:   Приведите примеры моделей.

Ответ: Модель самолета, географическая карта, глобус (модель Земли), линейная функция (модель равномерного прямолинейного движения), компьютерный тренажер (модель реальной деятельности), игра «стратегия» (модель жизни города или государства), шахматы (модель военного сражения).

Вопрос:Таких примеров можно привести множество. А можно ли модели классифицировать?

Ответ:Наверное, можно.

Вспомните, для чего используется классификация. После того как учащиеся вспомнили основное назначение классификации, можно перейти к обсуждению классификации по области использования, а затем по фактору времени.

ВАРИАНТ ДИАЛОГА

Вопрос: Сначала мы подойдем к классификации моделей, рассматривая их извне и группируя по признаку (основанию) области использования. Такая классификация изображена на рис 8.1. Как вы думаете, можно ли отнести одну и ту же модель к разным классам этой классификации?

Ответ: Да. Например, могут быть игровые учебные модели или опытные научно-технические.

Вопрос: Обдумывая какую-либо задачу, мы часто выражаем свои мысли на бумаге. Представьте, что вы нашли лист бумаги, на котором изображены две иерархические классификации по признаку области использования модели (рис. 1.4.1). Можно ли предположить, о чем размышлял нарисовавший их человек?

Ответ: Вероятно, эти модели рисовал преподаватель. Рисуя первую классификацию, он размышлял о том, какие виды учебных моделей можно использовать для объяснения нового материала. Рисуя вторую модель, он обдумывал, какие модели лучше всего подойдут для исследования какой-то проблемы, возможно, педагогической.

Рис. 1.4.1. Классификации моделей по признаку области использования

Прочитайте текст учебника, поясняющий классификацию моделей по области использования. Расскажите о какой-нибудь модели, относящейся к одному из выделенных классов.

Учащимся хорошо знакомы примеры учебных, опытных, игровых мо­делей. На разных уроках их знакомили с теми или иными научно-тех­ническими моделями. Предложите им вспомнить, что демонстрирова­лось на уроках физики, химии, географии и т. п.

                Имитационные модели

Возможно, что учащимся мало знакомы имитационные модели. При­мером такой модели для них может послужить игра «День дублера», которая проводится во многих школах.

                Игра «День дублера»

На один день старшие школьники становятся учителями и руководителями школы. Такая игра проводится в школе каждый год, и учащие­ся уже имеют немало впечатлений о ее результатах. Можно выделить несколько параметров, характеризующих школьников на протяжении всего года и в этот день (дисциплина, само­стоятельность, находчивость и т. д.). По воспоминаниям учащихся можно составить в среде табличного процессора примерные графические зависимости, отражающие изменение этих параметров. Затем можно составить прогноз на текущий год, а в конце года, накануне этой игры, напомнить учащимся, чтобы они понаблюдали за ходом игры и сопоставили прогноз и реальный результат.

Другая имитационная модель позволяет определить оптимальное время сборки автомобиля на конвейере. Для этого используется специальная компьютерная программа, которая имитирует процесс прохождения каждой детали на конвейере.

На следующем этапе урока классы моделей рассматриваются изнутри с использованием признака «временной фактор».

Понятие «материальная модель» (повторение)

ВАРИАНТ ДИАЛОГА

Примечание. На доске должна быть изображена схема, представленная на Рис. 8.3.

Вопрос: Нарисуйте в тетради схему, изображенную на доске. Как вы понимаете сло­во «материальные»?

Ответ:      Материальные модели можно потрогать, они занимают некоторый объем.

Вопрос: Вспомните детские игры «Конструктор» и «Строительные кубики». Как вы думаете, можно ли сказать, что дети создают из деталей конструктора мате­риальные модели?

Ответ: Да, из деталей конструктора «Лего» можно сделать даже действующие модели, очень похожие на реальные объекты.

Вопрос:    Какие еще материальные модели вы помните?

Ответ: На уроках химии, физики, биологии часто показывают разные опыты, для которых используются материальные модели. В театральном музее имеются модели декораций к разным спектаклям. В Политехническом музее Москвы представлено множество моделей реальных объектов: шахты, космического корабля, железной дороги и т. п.

Вопрос:    Как вы думаете, можно ли картину отнести к материальным моделям?

Ответ: Нет. Например, пейзаж — это нематериальная модель, материален только холст, на котором нарисовано изображение.

Домашнее задание

1.   Читать: Глава 3.

2.   Устно: Отвечать на контрольные вопросы 1, 5, к главе 3.

3.   Письменно: задание 2, к главе 3.

 

[Home][Введение][Пособие][ ЗУН][Анализ][Учебный процесс][От создателя]

finzo@mail.ru

Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Rambler's Top100

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz