2 Урок
ВведениеПособие ЗУНАнализУчебный процессОт создателя

1 Урок 
2 Урок 
3 Урок 
4 Урок 
5 Урок 
6 Урок 
7 Урок 
8 Урок 
9 Урок 

 

[Home][Учебный процесс][Уроки][2 Урок]

Тема урока: Информационная модель системы

Цель урока:

  • сформировать представление об информационной модели системы объектов.
  • порные понятия:
  • система,
  • элементы системы,
  • информационная модель объекта,
  • цель.

Новые понятия:

  • информационная модель системы.

Задачи учителя:

  • научить описывать информационную модель системы как целостного объекта;
  • научить разрабатывать информационные модели элементов системы как самостоятельных объектов;
  • научить выделять отношения и связи между элементами системы.

Методика проведения урока

Описание информационной модели системы как объекта

К этому моменту учащиеся должны знать определение информационной модели объекта, уметь выделять существенную информацию для описания объекта в соответствии с конкретной целью и использовать для описания модели табличную форму. Учащиеся должны понимать, что, поставив разные цели при исследовании объекта, они получат разные информационные модели.

Поскольку первым этапом в создании информационной модели системы является описание системы как объекта, то одновременно можно повторить пройденный материал.

ВАРИАНТ ДИАЛОГА

Вопрос: Вспомните определение информационной модели объекта. Что означает словосочетание «целенаправленно отобранная информация»?

Ответ: Изучая объект, исследователь ставит перед собой разные цели, в соответствии с которыми отбирает ту или иную информацию об объекте.

Вопрос: На предыдущих уроках мы с вами обсуждали, что любой объект может рассматриваться как система. А может ли система рассматриваться как объект?

Ответ:      Да.

Вопрос: Следовательно, для системы как объекта можно создать информационную модель. Создадим такую модель для объекта «велосипед». В какой форме обычно описывается информационная модель объекта?

Ответ:      Обычно используется табличная форма.

Вопрос: Прочитайте текст методички. Какая цель для создания информационной модели здесь ставится?

Ответ:      Покупка велосипеда.

Вопрос: В тетради начертите и заполните таблицу 8.8. Как вы думаете, какие еще параметры при покупке велосипеда могут вас интересовать?

Ответ:      Цена, цвет, вес, фирма-изготовитель, тип тормозов.

Примечание. Внесите названные параметры в таблицу и добавьте возможные значения.

Для закрепления материала можно предложить учащимся самостоятельно в тетрадях описать как объект систему «среднее учебное заведение», поскольку после окончания школы каждый учащийся окажется перед выбором, куда пойти учиться дальше (табл. 1.2.5).

Таблица 1.2.5. Информационная модель объекта «среднее учебное заведение» (цель — выбор учебного заведения для продолжения обучения после 9-го класса)

Объект

Параметры

 

Действия

 

Название

Возможные значения

 

 

Вид

институт, университет, академия

Давать знания

учебное

Профиль

Технический, гуманитарный,

 

заведение

обучения

медицинский, педагогический, общий

 

 

Срок обучения

5,6 лет

 

 Разработка информационных моделей элементов системы

Следующий этап в создании информационной модели системы — описание информационных моделей ее отдельных элементов. Здесь снова пригодится умение создавать информационные модели объектов.

ВАРИАНТ ДИАЛОГА

Вопрос: Прочитайте текст методички. Какие элементы системы «велосипед» интересуют вас как обладателя велосипеда?

Ответ: Кроме тех, что указаны в таблице, — седло, возможность переключения скоростей и их число, тип тормозов.

Вопрос: Перечертите в тетрадь таблицу и добавьте свои строки. Обратите внимание, что в этой таблице не указаны возможные значения параметров. Какой столбец надо изменить, чтобы внести возможные значения?

Ответ: Надо разделить столбец «Параметры» на два. Для элемента «рама» таблица будет выглядеть так:

Объект

Параметры Название

Возможные значения

Действия

Рама

Форма

Материал

Прочность

С планкой, без планки Сталь, титан Средняя, высокая

Соединять

элементы

конструкции

В конце урока надо подвести итог, выписав на доске и в тетрадях основные этапы создания информационной модели системы:

  описание системы как единого объекта;

•  информационные модели элементов системы;

•  описание связей и отношений элементов системы;

•  описание взаимодействия элементов (при необходимости).

 

Домашнее задание

 

[Home][Введение][Пособие][ ЗУН][Анализ][Учебный процесс][От создателя]

finzo@mail.ru

Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Rambler's Top100

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz