|
|
|
|
|
|
Лабораторная математической модели взаимодействия хищник жертва Цель – составить упрощенную
математическую модель взаимоотношений хищника и жертвы в природном сообществе. Выжившая к
концу каждого года часть популяции зайца увеличивает
свою численность на 30 %. Годовой
прирост популяции волков – 10%. Один волк
потребляет по 40 зайцев ежегодно. Смертность
зайца по иным причинам равна нулю. Смертность волков равна нулю. Примечание. Все полученные в
результате расчетов значения должны быть целыми неотрицательными числами, так
как они указывают на абсолютное количество животных. Нельзя округлять
значения. Можно брать только целую часть. Задача №1.Условие: Рассчитать, какова
будет численность популяции зайца через 1,3,5 и 10 лет при полном отсутствии
волков. Отобразить изменения численности зайцев в течение данного периода
графически. Решение. Используем ячейки
В5 – В15. Задача №2.Условие: Рассчитать, какова
будет численность популяции зайца через 1, 3,5 и 10 лет, если начальная
численность волков составляет 20 особей и не изменяется на протяжении
указанного времени. Отобразить изменения численности зайцев в течение данного
периода графически. Сравнить результат с результатами задачи №1. Решение. Для популяции
волков используем ячейки F 5 – F 15. Задача №3.Условие: Рассчитать, какова
будет численность популяции зайца через 1, 3,5 и 10 лет, если начальная
численность волков составляет 20 особей и возрастает на 10% ежегодно Отобразить
изменения численности зайцев в течение данного периода графически. Сравнить
результат с результатами задачи №1и №2. Решение. Для популяции
волков используем ячейки G5 – G15. Задача №4.Условие: Рассчитать, какой
должна быть начальная численность растущей популяции волков, чтобы численность
зайцев была относительно стабильной (то есть равнялась приблизительно 1000) в
течение первых пяти лет существования популяции. Как будет изменяться
численность популяции зайца в течение следующих пяти лет? Представьте данные
графически. Решение. Для популяции
волков ячейки H5 – H15. Составление электронной таблицы.В первую
строку таблицы вносим константы, входящие в условие: Решение
запишем в ячейки, расположенные ниже. (В первом
задании волки не упоминаются, ячейка H5 заполняется отдельно по условию задачи
№ 4) . Рис.1 .
Первоначальный вид электронной таблицы. Рис.2.
Заполненная электронная таблица. Рис.3.
Электронная таблица с рассчитанными значениями. Графическое представление данных.Для построения
графиков воспользуемся Мастером диаграмм. По оси Х
откладываем номер года, по оси У – численность популяции. Все диаграммы
должны располагаться в первой четверти. Для большей
наглядности графики к задачам №1, №2, №3 выстроим на одном листе. Это позволит
наглядно увидеть разницу в колебаниях численности популяции зайца и
сделать правильные выводы. Анализ данных.При сравнении
трех графиков можно судить о влиянии количества волков на популяцию зайца. При отсутствии
хищников количество особей в популяции стремительно растет ( задача №1), так
как рост численности зайцев ничем не сдерживается. При наличии
небольшой популяции волка ( 20 особей) популяция зайца на протяжении двух лет
сохраняется на прежнем уровне, а затем исчезает. Здесь играет роль достаточно
большое количество волков. 20 волков вполне способны истребить в течение 3
лет популяцию зайца из 1000 особей, несмотря на то, что
годовой прирост популяции зайца – 30 %, а годовой прирост популяции волка равен
нулю. При годовом приросте численности волков в 10 %, кривая популяции зайцев стремительно
падает после 2 лет существования на одном уровне.
Анализ данных.При изучении
диаграммы можно сделать следующие выводы. Сравнительно
небольшая популяция волка в шесть особей способна сдерживать рост популяции
зайца и на протяжении первых двух лет существования поддерживать ее на
приблизительно одном уровне. Затем рост
популяции начинает уменьшаться и к концу седьмого года зайцы
вымирают. Популяция волка продолжает расти. Обратим
внимание на то, что несмотря на полное вымирание зайцев через 7 лет ,
количество хищников продолжает увеличиваться. Поскольку в условии ничего не
сказано относительно других жертв волка, можно считать зайца единственной
жертвой. Тогда рост численности хищников в отсутствии пищи объясняется ошибкой
в построении модели. Вывод.Обращение к экологической тематике на уроках информатики позволяет показать детям, как можно применять информационные технологии для решения проблем, связанных с живой природой. Это не только полезно для учащихся, но и делает более интересной работу самого учителя.
|