Анализ методики преподования линии "Моделирование и формализация"
по Макаровой
Основной акцент обучения информатике ставится на изучении теоретических и
практических основ моделирования. Моделирование в данном учебно-методическом
комплекте рассматривается и как метод научного познания, и как сфера
человеческой деятельности, и как исследовательский и творческий процесс.
Формализация задач производится на основе понятийного аппарата и методов
системно-информационной концепции преподавания информатики. Отождествляя
моделирование с исследованием объектов путем построения и изучения их моделей,
авторы предлагают некий шаблон правил и методов выполнения исследовательской
деятельности. Соблюдение рекомендаций, изложенных в методическом пособии,
обеспечит ориентировочную основу этой деятельности.
При изложении учебного материала по моделированию учитель проводит не только
практические занятия в компьютерных классах, но и теоретические уроки. На
теоретических уроках учащиеся знакомятся с формализованным подходом к процессу
моделирования в виде обобщенной поэтапной схемы и учатся переходить от
словесного описания задачи к ее формализованной форме в виде информационной, а
затем — компьютерной модели.
Практические занятия полностью посвящаются решению задач и проведению
исследования компьютерной модели. Темы этого направления формируют у учащихся
представление о том, как разрабатывать модель объекта или системы и как
проводить исследование на этой модели, используя возможности компьютера.
Часть методического материала посвящена изучению аппаратной части
компьютерной сети и технологии работы в глобальной сети Интернет.
В последней части методического пособия приводятся варианты экзаменационных
билетов по информатике.
Раздел «Основные этапы моделирования» отражает концепцию и
теоретическую основу методики моделирования, предложенную авторами. На
теоретических занятиях подробно разбирается каждый этап методики моделирования в
процессе рассмотрения многочисленных задач из разных предметных областей. Целью
методики обучения моделированию является формирование умения применять
рекомендации, отраженные.в основных этапах моделирования, для решения
практических задач в прикладных программных средах. Особое внимание уделяется
компьютерному эксперименту как основе исследования на компьютере, а также
выработке окончательного решения по результатам моделирования.
материал использовался из Макарова Н.В. Информатика: Методическое пособие для учителей. 9 класс
|