Анализ методики по Семакину
Основные
цели. Ввести понятие модели. Познакомить с основными типами информационных
моделей. Рассмотреть различные варианты использования таблиц для представления
информации. В углубленном варианте познакомиться с понятиями «система», «структура»,
«граф».
Изучаемые вопросы.
- Модели натурные и информационные.
- Типы
информационных моделей.
- Графические
информационные модели.
- Таблицы типа
«объект-свойство» и «объект-объект».
- Двоичные матрицы. а Системы и структуры. d Графы.
- Начала
системологии.
В
обязательном минимуме содержания образования по информатике присутствует линия
«Моделирование и формализация». Содержание этой линии определено следующим
перечнем понятий: «Моделирование как метод познания. Формализация. Материальные
и информационные модели. Информационное моделирование. Основные типы
информационных моделей». Линия моделирования, наряду с линией информации и
информационных процессов является теоретической основой базового курса
информатики. Дальнейшее развитие общеобразовательного курса информатики должно
быть связано, прежде всего, с углублением этих содержательных линий. Основными
проблемами для разработчиков базового курса являются, во-первых, выделение из
обширной научной области информационного моделирования тех базовых знаний и
понятий, которые должны войти в общеобразовательный школьный предмет;
во-вторых — разработка методики преподавания этих вопросов.
Не
следует считать, что тема моделирования носит чисто теоретический характер и
автономна от всех других тем. Большинство последующих разделов базового курса
имеют прямое отношение к моделированию, в том числе и темы, относящиеся к
технологической линии курса. Изучавшиеся ранее текстовые и графические
редакторы, программное обеспечение телекоммуникаций можно отнести к средствам,
предназначенным для рутинной работы с информацией: позволяющим набрать текст,
построить чертеж, передать или принять информацию по сети. Программные средства
информационных технологий, которыдстоит изучать даль-е пре
ше — СУБД, табличные процессоры,
следует рассматривать как инструменты для работы с информационными моделями.
Алгоритмизация и программирование также имеют прямое отношение к моделированию.
Следовательно, линия моделирования является сквозной для многих разделов
базового курса.
Однако
прежде чем перейти к прикладным вопросам моделирования, необходим вводный
разговор, обсуждение некоторых общих понятий, в частности тех, которые
обозначены в обязательном минимуме. Здесь возникают проблемы как
содержательного, так и методического характера, связанные с глубоким научным
уровнем понятий, относящихся к этой теме. Методика информационного
моделирования связана с вопросами системологии, системного анализа. Степень
глубины изучения этих вопросов существенно зависит от уровня подготовленности
школьников. В возрасте 14-15 лет дети еще с трудом воспринимают абстрактные,
обобщенные понятия. Поэтому раскрытие таких понятий должно опираться на
простые, доступные ученикам примеры.
Методические рекомендации по изложению
теоретического материала
В учебнике и
задачнике-практикуме представлен материал, который позволяет изучать вопросы
формализации и моделирования с разной степенью подробности. Ниже будут
рассмотрены три уровня изучения: первый — минимальный, второй — дополненный,
третий — углубленный уровень.
Первый
уровень
Минимальный
уровень содержания темы «Введение в информационное моделирование»
соответствует материалу учебника, изложенному в §24, 25. Здесь раскрывается
система понятий, отраженная на следующей схеме:
Разговор с
учениками по данной теме можно вести в форме беседы. Сам термин «модель»
большинству из них знаком. Попросив учеников привести примеры каких-нибудь
известных им моделей, учитель, наверняка, услышит в ответ: «модель
автомобиля», «модель самолета» и другие технические примеры. Хотя технические
модели не являются предметом изучения информатики, все же стоит остановиться
на их обсуждении. Информатика занимается информационными моделями. Однако
между понятиями материальной (натурной) и информационной модели есть аналогии.
Примеры материальных моделей для учеников более понятны и наглядны. Обсудив на
таких примерах некоторые общие свойства моделей, затем их можно будет
перенести на модели информационные.
Расширив
список натурных моделей (записав на доске), следует обсудить их общие свойства.
Все эти модели воспроизводят объект-оригинал в каком-то упрощенном виде.
Часто модель воспроизводит только форму реального объекта в уменьшенном
масштабе. Могут быть модели, воспроизводящие какие-то функции объекта.
Например, заводной автомобильчик может ездить модель корабля может
плавать. Но, в любом случае модель не повторяет всех свойств реального объекта,
а лишь только те, которые требуются для ее будущего применения. Поэтому
важнейшим понятием в моделировании является понятие цели. Цель
моделирования — это назначение будущей модели. Цель определяет те
свойства объекта-оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели. Полезно
отметить, что моделироваться могут не только материальные объекты, но и
процессы. Например, конструкторы авиационной техники используют
аэродинамическую трубу для воспроизведения на земле условий полета самолета. В
такой трубе корпус самолета обдувается воздушным потоком. Создается модель
полета самолета, т. е. условия, подобные тем, что происходят в реальном полете.
На такой модели измеряются нагрузки на корпус, исследуется прочность самолета
и пр. С моделями физических процессов работают физики-экспериментаторы.
Например, в лабораторных условиях они моделируют процессы, происходящие в
океане, в недрах Земли и др. Условимся в
дальнейшем термин «объект моделирования» понимать в широком смысле: это может
быть и некоторый вещественный объект (предмет, система) и реальный процесс.
Закрепив в сознании
учеников понимание смысла цепочки «объект моделирования — цель моделирования —
модель», можно перейти к разговору об информационных моделях. Самое общее
определение: информационная модель — это описание объекта моделирования.
Иначе можно сказать, что это информация об объекте моделирования. А,
как известно, информация может быть представлена в разной форме, поэтому существуют
различные формы информационных моделей. В их числе: словесные или вербальные
модели, графические, математические, табличные. Следует ь в виду,
что нельзя считать этот список полным и нчательным. В научной и учебной
литературе встречаются разные варианты
классификаций информационных моделей. Например, еще рассматривают алгоритмические
модели, имитационные модели и др. Естественно, что в рамках базового курса
мы вынуждены ограничить эту тему. В старших классах при изучении профильных
курсов могут быть рассмотрены и другие виды информационных моделей.
Построение
информационной модели, так же как и натурной, должно быть связано с целью
моделирования. Всякий реальный объект обладает бесконечным числом свойств,
поэтому для моделирования должны быть выделены только те свойства, которые
соответствуют цели. Процесс выделения существенных для моделирования свойств
объекта, связей между ними с целью их описания называется системным
анализом. В минимальном содержании данной темы, изложенном в §24-25, сущность
системного анализа практически не раскрывается. Присутствующее определение дает
лишь самое начальное представление, но далее не детализируется.
Форма
информационной модели также зависит от цели ее создания. Если важным
требованием к модели является ее наглядность, то обычно выбирают графическую
форму. В учебнике приведены различные примеры графических моделей: карта
местности, чертеж, электрическая схема, график изменения температуры. Следует
обратить внимание учеников на различные назначения этих графических моделей.
На примере графика температуры можно обсудить то обстоятельство, что та же самая
информация могла бы быть представлена и в другой форме. Зависимость
температуры от времени можно отразить в числовой таблице — табличная модель,
можно описать в виде математической функции — математическая модель. Для разных
целей могут оказаться удобными разные формы модели. С точки зрения наглядности
наиболее подходящей является графическая форма.
А что
обозначает слово «формализация»? Это все то, о чем говорилось выше. Формализация
— это замена пльного
объекта или процесса его формальным описанием тп. е. его информационной
моделью. Построив информационную модель, человек использует ее вместо
объекта-оригинала для изучения свойств этого объекта, прогнозирования его
поведения и пр. Прежде чем строить какое-то сложное сооружение, например мост,
конструкторы делают его чертежи, проводят расчеты прочности, допустимых
нагрузок. Таким образом, вместо реального моста они имеют дело с его модельным
описанием в виде чертежей, математических формул. Рассмотрение
табличных моделей в §25 носит подготовительный характер к будущему изучению
реляционных баз данных и электронных таблиц. Однако данная в учебнике
классификация таблиц полезна не только применительно к информационным технологиям.
Очень часто в табличной форме представляется информация в различных
документах, справочниках, учебниках. Табличная форма придает лаконичность и наглядность
данным, структурирует данные, позволяет увидеть закономерности в характере
данных. Нередко табличная форма представления информации применяется наряду с
графической. Большинство табличных процессоров дают возможность совмещать
таблицы с диаграммами и графиками.
Умение
представлять данные в табличной форме — очень полезный общеметодический навык.
Практически все школьные предметы используют таблицы, но никакой из них не
учит школьников строить таблицы. Приведение данных к табличной форме является
одним из приемов систематизации информации. В §25 описываются два типа таблиц:
таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Это наиболее простые и наиболее
часто встречающиеся типы таблиц. Кроме того, даны примеры применения двоичных
матриц.
Двоичные
матрицы используются в тех случаях, огда нужно отразить наличие или отсутствие
связей
ДУ
отдельными элементами некоторой системы. Например, между населенными пунктами
(табл. 6.4), между учениками и
факультативами (табл. 6.5). С помощью двоичных матриц удобно представлять
сетевые структуры. Задание №6 в конце параграфа содержит двоичную матрицу,
отражающую связи между различными серверами компьютерной сети.
|
С 1
|
С2
|
СЗ
|
С4
|
С5
|
С 1
|
1
|
0
|
0
|
|
0
|
С2
|
0
|
1
|
0
|
|
0
|
СЗ
|
0
|
0
|
1
|
|
0
|
С4
|
1
|
1
|
1
|
|
1
|
С5
|
0
|
0
|
0
|
|
1
|
Глядя на
таблицу, ученики должны определить, какой из пяти серверов является узловым?
Решение очень простое: поскольку по данному определению узловым называется тот
сервер, с которым непосредственно связаны все другие серверы, то в матрице
нужно искать строку, состоящую только из единиц. Это стока — С4. Значит,
сервер С4 является узловым. Предложите ученикам, в качестве дополнительного
задания, нарисовать эту компьютерную сеть, изобразив серверы кружками, а связи
между ними линиями.
Задание №5
также содержит двоичную матрицу, хотя в ней нет нулей и единиц.
|
9-а
|
9-6
|
10-а
|
10-6
|
11-а
|
11-6
|
1 урок
|
|
|
|
|
|
|
2 урок
|
|
|
|
|
|
|
3 урок
|
|
|
|
|
|
|
4 урок
|
|
|
|
|
|
|
5 урок
|
|
|
|
|
|
|
6 урок
|
|
|
|
|
|
|
Это — расписание уроков
по физкультуре. Ее можно привести к традиционному виду двоичной матрицы,
поставив в заштрихованные клетки единицы, в другие — нули (можно этого и не
делать). Глядя на таблицу, легко ответить на поставленные вопросы. Например,
требуется определить, какое минимальное количество учителей физкультуры
требуется при таком расписании? Из таблицы видно, что на втором уроке
физкультура стоит в трех классах. Следовательно, требуется три учителя
физкультуры. Подобные задачи приходится решать завучу школы при составлении
расписания уроков.
Второй уровень
Дополнительный материал для
изучения темы «Введение в информационное моделирование» содержится в-разделе
6.1 «Информационные модели на графах». Здесь обсуждаются такие понятия, как система,
структура, граф, деревья, сети. Необходимо отметить, что эти понятия
постепенно начинают проникать в перечень обязательных для изучения в рамках
базового курса. В период подготовки учебника в содержании образовательного
минимума они не упоминались, поэтому и были помещены в дополнительный раздел.
Тем не менее, авторы считают необходимым хотя бы краткое знакомство учащихся с
элементами системологии. Они придают цельность и некоторую понятийную полноту
данной теме.
Понятие «система» очень часто употребляется как в
научных дисциплинах, так и в повседневной жизни. Примеров тому достаточно
много: Солнечная система, периодическая система химических элементов, системы
растений и животных, система образования, система транспорта, файловая
система, операционная систе-и многое другое. Во многих случаях понятие системы
[итается интуитивно ясным. Однако для информатики ляется одним из
фундаментальных и требует разъяснения.
Под
системой понимается любой объект, состоящий из множества взаимосвязанных
частей и существующий как единое целое. В информатике понятие «система»
употребляется достаточно часто. Совокупность взаимосвязанных данных,
предназначенных для обработки на компьютере — система данных. Совокупность
взаимосвязанных программ определенного назначения — программные системы (ОС,
системы программирования, пакеты прикладных программ и др.). Информационные
системы — одно из важнейших приложений компьютерных технологий.
Основным
методическим принципом информационного моделирования является системный
подход, согласно которому всякий объект моделирования рассматривается как
система. Из всего множества элементов, свойств и связей выделяются лишь те,
которые являются существенными для целей моделирования. В этом и заключается
сущность системного анализа. Задача системного анализа, который проводит
исследователь — упорядочить свои представления об изучаемом объекте для того,
чтобы в дальнейшем отразить их в информационной модели.
Сама
информационная модель представляет собой также некоторую систему параметров и
отношений между ними. Эти параметры и отношения могут быть представлены в
разной форме: графической, математической, табличной и др. Таким образом,
просматривается следующий порядок этапов перехода от реального объекта к
информационной модели:
реальный объект =>
системный анализ =>
система данных, существенных для
моделирования => информационная модель
Важной
характеристикой всякой системы является ее структура. Структура — это
определенный порядок объединения элементов, составляющих систему. Наиболее
удобным и наглядным способом представления структуры систем являются графы.
В разделе 6.1
описываются основные правила представления графов, вводятся понятия вершина,
дуга, ребро, ориентированный граф, дерево, сеть. Обычно у учащихся не вызывает
проблем понимание схем, представленных в форме графа: граф родственных связей,
граф системы связанных между собой населенных пунктов и др. Важной
разновидностью графов являются деревья. Дерево — это графическое
представление иерархической структуры системы. Обычно это системы, между
элементами которых установлены отношения подчиненности или вхождения друг в
друга: системы власти, административные системы, системы классификации в
природе и др. Ученики уже знакомы с понятием дерева применительно к системе
файлов на дисках компьютера. Многим из них известен смысл понятия «родословное
дерево».
В качестве
дополнительного материала для работы с таблицами следует использовать раздел
2.3 «Табличные информационные модели» из задачника-практикума. В этом разделе
достаточно подробно описывается методика построения таблиц различных типов.
Задачи содержат большое количество данных, которые следует организовать в
табличной форме. Содержание этого раздела выходит за рамки материала учебника.
Кроме таблиц типа «объекты-свойства» и «объекты-объекты» рассматриваются
некоторые другие виды таблиц.
Подводя
итог, можно сказать, что второй уровень изучения темы «Введение в
информационное моделирование» более подробно раскрывает суть системного
анализа, знакомит учащихся с таким важным инструментом формализации как графы.
Третий
уровень
Наиболее
полный и последовательный материал по вопросам системологии содержится в
разделе 2 задачника-практикума. Этот материал может быть использован как для
углубленного варианта преподавания базового курса информатики, так и
для профильных курсов, ориентирующихся на
информационное моделирование. Содержание данного раздела позволяет реализовать
на уроках следующий перечень дидактических целей.
?
Научить учеников рассматривать окружающие объекты как
системы взаимосвязанных элементов; осознавать, в чем проявляется системный
эффект (принцип эмерджентности) в результате объединения отдельных элементов в
единое целое.
?
Раскрыть смысл модели «черного ящика». Этот подход
характерен для кибернетики и применяется он в тех случаях, когда внутреннее
устройство системы не раскрывается, а система рассматривается лишь с точки
рения ее взаимодействия с окружающей средой. В таком случае основными
понятиями, характеризующими систему, являются не ее состав и структура, а ее
«входы» и «выходы».
п Дать
представление о некоторых методах системного анализа, в частности
декомпозиции, классификации.
? Научить читать информационные
модели, пред
ставленные в виде графов, и строить граф-модели.
а Научить
учеников разбираться в различных типах таблиц, подбирать наиболее подходящий
тип таблицы для организации данных, грамотно оформлять таблицы.
В
задачнике-практикуме содержится значительное число заданий следующего плана:
имеется множество несистематизированных данных, приведенных в вербальной
форме. Задача заключается в том, чтобы систематизировать эту информацию,
перейдя к другой форме ее представления: таблице или графу. Это очень важный
для практики тип информационных задач. Они наглядно показывают, что
несистематизированная информация оказывается во многом обесцененной. Систематизация
данных имеет особенно важное значение для информационного
моделирования тогда, когда строятся модели сложных систем: экономических,
социальных, производственных с большим числом разнообразных параметров. От
исследователя требуется умение классифицировать данные по некоторым признакам,
отразить иерархические связи и пр.
Содержательная
линия формализации и моделирования выполняет в базовом курсе информатики
важную педагогическую задачу: развитие системного мышления учащихся. Эффективная
работа с большими объемами информации невозможна без навыков ее систематизации.
Компьютер предоставляет пользователю удобные инструменты для этой работы, но
систематизацию данных пользователь должен выполнять сам.
Можно
выделить три типа задач из области информационного моделирования, которые по
возрастанию степени сложности для восприятия учащимися располагаются в таком
порядке:
1) дана
информационная модель объекта; научиться ее понимать, делать выводы,
использовать для решения задач;
2)
дано множество несистематизированных данных о реальном
объекте (системе, процессе); систематизировать и, таким образом, получить
информационную модель;
3)
дан реальный объект (процесс, система); получить
информационную модель.
Информационное
моделирование — это прикладной раздел информатики, связанный с самыми разнообразными
предметными областями: техникой, экономикой, естественными и общественными
науками и пр. Поэтому решением задач третьего типа занимаются специалисты в
соответствующих областях. В рамках школьного курса информатики информационное
моделирование может быть предметом профильного курса, смежного с другими
школьными дисциплинами: физикой, биологией, экономикой и др. Базовый курс информатики дает лишь
начальные понятия о моделировании, систематизации данных, знакомит с
компьютерными технологиями, применяемыми для информационного моделирования.
материал использовался из Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Метод, пособие. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
|